VRML - технология будущего?

Когда-то, на заре компьютерной эры, термин 3D был в диковинку, а интернет - всего лишь мощным инструментом в умелых руках специалистов. Все, чем ограничивались тогда рядовые компьютерные юзеры, - это набор текстов да еще простые "двухмерные" аркады. И разве мог кто-нибудь в то далекое время подумать о слиянии двух таких, казалось бы, рядовых на сегодня понятий, как интернет и 3D?

Не мог... И правильно... Так как связать эти понятия людям удалось лишь сравнительно недавно, несколько лет назад, когда пытливые умы программистов и веб-дизайнеров произвели на свет новый стандарт - VRML.

Технология позволяла создавать в Сети невиданные доселе ресурсы. И не ресурсы даже, а настоящие виртуальные миры. "Скоро не станет привычных нам "текстовых" веб-страниц, скучного текста и графики. Интернет превратится в один сплошной 3D-мир", - вещали разработчики нового стандарта. Но радоваться было рано...

Как оказалось, браузеры тех времен (Internet Explorer и Netscape Navigator третьих версий) были слишком неподготовленными к такому "интернет-буму" и упорно отказывались признавать VRML своим родным форматом...

В дело включились сторонние разработчики. Появились первые альтернативные браузеры - одним из самых известных и поныне любимых широкой публикой стал 3D-браузер Alice. Они позволяли в точности воспроизводить 3D интернет-миры, руководствуясь спецификацией языка VRML, но... спотыкались на простейшем: язык гипертекстовой разметки (стандартный HTML) был им в диковинку. И поток пользователей, привлеченных интересным новшеством, стал постепенно иссякать...

Шаг вперед сделала, конечно же, могущественная Microsoft. Мелко-мягкие снабдили свой "Исследователь интернета" модулем поддержки VRML, и необходимость в сторонних разработках сразу отпала.

Так что же такое VRML? В чем его преимущество перед стандартными средствами веб-дизайна? Нужен ли он веб-путешественнику?

Начнем с элементарной расшифровки сокращения. VRML (Virtual Reality Modeling Language) - на русский переводится как "Язык моделирования виртуальной реальности". Не просто надстройка над HTML, пара новых добавленных команд, а совершенно новый язык web-программирования, открывающий огромные возможности для творчества.

Современный интернет, к которому мы привыкли и который мы используем, - это всего лишь огромный документ, связанный невидимыми маленькими нитями-гиперссылками. И, казалось бы, разрушить этот стандарт - значит уничтожить образ известной и знакомой Сети. Но 3Dnet (если можно его так назвать) все увереннее проникает в мысли людей, если не простых пользователей, то разработчиков и дизайнеров. В их умах рождаются новые концепции WWW, в корне не схожие с теми, что были раньше. Давно уже "сдал позиции" отживший свое HTML, на его место пришли куда более сложные и универсальные языки, такие, как Perl, PHP, flash. Но ведь и они не вечны - прогресс не стоит на месте... И уже сейчас в Сети можно наблюдать то, как VRML набирает обороты.

Появилось множество ресурсов, представляющих собой интернет-города, в которых пользователь как бы ведет свою виртуальную жизнь, создает свое "второе я", обитающее в трехмерном виртуальном пространстве. Ярким примером такого мегаполиса может служить Cybertown (www.cybertown.com). На сайтах появились полностью трехмерные "виртуальные помощники", бодро шагающие по страницам веб-ресурсов. Модными стали различные "интернет-животные", которых можно создать самостоятельно, а потом следить за их развитием... в 3D, разумеется. Этакие "тамагоччи" для взрослых.

Вот так в будущем будет выглядеть Интернет (или, скорее, 3Dnet). Скриншот сайта www.cybertown.com — виртуального интернет-мегаполиса, полностью основанного на технологии VRML.

70% этих ресурсов обязаны своим появлением на свет VRML-стандарту, команды которого позволяют в он-лайне реализовывать практически все "навороты" современного 3D. Рендеринг трехмерных объектов, свет/тень/отражение, прорисовка ландшафтов... Все это слишком красиво, чтобы быть реальностью. И в то же время это реальность, пускай и виртуальная. Но кто знает, что ждет нас через несколько лет?

Еще один пример использования VRML для моделирования трехмерного виртуального пространства. Все спецэффекты (свет, тень), а также наложение текстур происходит в реальном времени, но на весьма высокой скорости.

Думается, технология VRML в будущем послужит не только для создания "интернет-мегаполисов", но и для куда более серьезных вещей. Может, со временем HTML и VRML превратятся в единое целое, и наши внуки или правнуки, увидев сохранившуюся в каком-нибудь архиве старую страничку, будут долго говорить о серости и однообразности современного для нас сейчас интернета.

Игорь ИСАЧЕНКО aka Shmel Zhora

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2003 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Наталья
Я считаю, что VRML-технологии - это технологии нашего будущего.

Я к ним отношусь положительно.

Аватар пользователя Savely
Не прошло и 5-ти лет...
Аватар пользователя Логик
Не прошло и 5-ти лет, а VRML-технологии ВСЕ ЕЩЕ технологии нашего будущего. ИМХО.