В конце ноября прошедшего 2002 года во время работы IV Белорусского Интернет-форума, в выступлении одного из его докладчиков, а именно Виктора Анищенко, прозвучала информация о том, что в нашей стране разрабатывается программа "Электронная Беларусь". Естественно, что мы не могли пройти мимо такого события и по заданию редакции вышли на непосредственных разработчиков данной программы.
На наши вопросы любезно согласился ответить Михаил Маханек - член Президиума НАН РБ, генеральный директор Национального центра информационных ресурсов и технологий НАН РБ, где и разрабатывалась данная программа.
В результате нашего заочного интервью с использованием электронной почты и появился материал, который мы сегодня предлагаем вашему вниманию. В нем мы постарались представить информацию о том, какие задачи ставятся в программе "Электронная Беларусь" и по каким направлениям планируется осуществлять их реализацию.
Итак, программа "Электронная Беларусь", а точнее, Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" была утверждена постановлением Совета Министров от 27 декабря 2002 года. Подготовлена она группой специалистов, представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, под руководством Национальной академии наук на основании опыта зарубежных стран, в частности, Российской Федерации, и в согласовании с проектом Мирового банка по определению "информационной готовности" (E-Readiness) Беларуси.
По словам Михаила Маханька, данная программа была разработана в рекордные для такого проекта сроки. При этом следует учитывать тот факт, что "Электронная Беларусь" является открытой программой, то есть, как объясняет Михаил Михайлович, она допускает внесение изменений, создание новых проектов на любой стадии своего действия.
Основной целью программы является формирование в стране единого информационного пространства, которое повысит эффективность экономики, государственного и местного управления, обеспечит права на свободный поиск, передачу и распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Все это рассматривается как один из этапов перехода к информационному обществу.
"Электронная Беларусь" включает в себя несколько приоритетных направлений:
- создание общегосударственной автоматизированной информационной системы, основной задачей которой является формирование единого национального информационного ресурса. Этот ресурс будет объединять как открытую информацию различных государственных структур, так и данные частных и зарубежных компаний и лиц. Благодаря "Электронной Беларуси" будет создана необходимая инфраструктура для информационного взаимодействия систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети и реализовано право граждан и юридических лиц республики на свободное получение открытой информации;
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам. Этими пунктами могут быть и различные сети общего пользования, и разнообразные интернет-кафе и классы, и терминалы в университетах, школах, библиотеках, и многое другое;
- развитие и совершенствование информационно-телекоммуникационных технологий и формирование экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий. Таким образом, IT-индустрия официально признана перспективной, и теперь, вероятно, она будет всячески стимулироваться государством, ведь для страны с нехваткой природных ресурсов именно передовые технологии могут стать важным источником пополнения бюджета;
- совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, создание правовых основ для широкого использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни республики;
- создание автоматизированных информационно-аналитических систем, которые должны усовершенствовать и повысить эффективность работы государственных органов и органов местного самоуправления;
- развитие процессов информатизации в секторе реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики. При этом само понятие "электронной торговли" идет гораздо дальше привычных для нас магазинов в интернете и представляет собой определенную систему правил международной торговли, а также их использование, которое призвано существенно упростить торговлю и сократить затраты. Предполагается, что создание системы электронной торговли позволит сэкономить от 20 до 40 процентов финансовых средств, направляемых на подготовку и проведение торгов и организацию закупок, максимально исключить недобросовестную конкуренцию и злоупотребления со стороны продавцов и посредников в торговле, органично вписать экономику республики в международную экономическую систему, что является одним из условий вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию;
- развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей, а также формирование профессиональных образовательных программ и создание для их реализации аппаратных и программных средств, в том числе и системы дистанционного обучения;
- внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в культуру и СМИ, создание информационных ресурсов Национальной библиотеки, других ведущих библиотек, ресурсов культурологического профиля и представления их в национальном секторе интернета, формирование электронной энциклопедии белорусской культуры, а также машинного фонда белорусского языка. Разработка национального новостного сервера в интернете. Как сообщил нам Михаил Маханек, планируется, что этот новостной сервер будет создан на базе Национального пресс-центра;
- создание новых средств защиты информации, направленных на совершенствование системы информационной безопасности страны.
По каждому из этих направлений в период с 2003 по 2005 будут реализованы проекты, исполнители которых определятся на конкурсной основе. Предполагается, что "Электронная Беларусь" будет проходить в три этапа: 2003, 2004-2005, 2006-2010. На последнем из них будут завершены работы по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы, будет сформирована единая информационная и телекоммуникационная инфраструктура, обеспечено внедрение системы электронной торговли для государственных нужд на республиканском уровне, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения национальной безопасности.
Ожидается, что сократится доля теневого рынка программного обеспечения, потому что, как заверяет Михаил Маханек, теперь государственные структуры должны будут внимательно следить за тем, чтобы использовать в своих разработках только лицензионный софт.
Кроме того, одним из важных результатов программы станет расширение числа пользователей сети интернет и объемов получаемых с ее помощью услуг. Это расширение, в свою очередь, позволит снизить тарифы для пользователей научно-образовательной сферы, а также для организаций, задействованных в разработке информационных технологий, на использование сети интернет к 2005 году на 30 процентов, а к 2010 году - более чем вдвое.
Таким образом, программа "Электронная Беларусь" определяет основные направления e-стратегии развития информационного общества, основанного на широком распространении и обмене информацией, а также на подлинном участии всех заинтересованных сторон (правительства, частного сектора и гражданского общества) в процессах включения страны в мировое информационное пространство и ликвидации "цифрового неравенства".
Алексей АДАШКИН,
holden@tut.by
Комментарии
С новой программой ни чего не изменится - ее контролируют те же люди. И исполнители будут те же. Деньги на финансирование программы расходуются не эффективно в интересах определенных кругов. Механизм уже отлажен. Финансы поступают в соответствующие организации и научные учреждения, которые возглавляют свои люди. Те берут себе львиную долю, нанимают на хорошую зарплату своих родственников, а на остальные нанимают обычных студентов-программистов в какой-нибудь информационный центр, НИИ, ИЦ и т.п. при своей организации. С этой организацией, у которой дешевая рабочая сила, заключают договор субподряда. Те через какое-то время на эти копейки что-то кривое делают, потом подписывают бумажки и все шито-крыто.
Результат работы всем до фонаря – эффективность от внедрения стремиться к отрицательной бесконечности. Но, пользуясь тем, что все руководители нашего государства в информационных технологиях разбираются поверхностно, все наше государство эти господа просто разводят на бабки под вывеской развития и внедрения передовых технологий.
У этой мафии даже специальные люди есть, чтобы очковтирательством заниматься. Они такие отчеты красивые пишут, вплоть до президента рапортуют, что их и уличить, ни кто не может. “Ведь такие системы грандиозные делают, прямо международного масштаба, а сколько выгоды от этих систем - просто озолотилась страна, вот только они ни как не могут закончить этот, конечно же, ресурсоемкий проект, ну конечно нужно продлить им финансирование, пусть доделают”. И так из квартала в квартал текут государственные деньги в пустую.
Диву даешься, на сколько заведомо устаревших, амбициозных проектов потрачены деньги налогоплательщиков. Достаточно вспомнить так называемый республиканский Теле-Интернет, который по своей сути обычный телетекст, принимаемый на компьютере. Или республиканское оптоволоконное кольцо и куча других государственных проектов АИС различных министерств и ведомств, погибших из-за своей дороговизны, несостоятельности и общей тупости рядовых чиновников с мизерными зарплатами и большими взятками.
И еще обиднее, что все это будет продолжаться. Заменили только пару человек в руководстве. А вся система по-прежнему работает, и создатели очередной программы разбазаривают деньги налогоплательщиков.
Главное что все это подается под красивым соусом особо приятным нашему уху. Информационное общество, электронное правительство, развитие Интернет, электронная коммерция. Все это ширма. Разве может человек с нормальной головой, составить программу, целью которой является создание, грубо говоря, единой государственной базы данных. Это не реально и главное не нужно. Затраты не оправдывают цель. Те, кому надо, сами найдут пути обмена информацией, не зачем на это тратить десятки, сотни тысяч долларов. Достаточно программисту, писавшему систему, заплатить три сотни и он вам любой экспорт и импорт сделает.
Вся беда в том, что комиссия, которая выделяет деньги на работы, состоят из старых пердунов, ни черта не понимающих в практике и ни чего не решающих. Эти глубокие теоретики, академики, профессора просто не могут знать и понять реальную стоимость работ по той или иной программе, они просто подписывают бумажки. К реальным работам это не имеет никакого отношения. Главное убедить их, что это нужно. А отчитаться за деньги подрядчики всегда смогут. Еще ни разу не вернули излишки. А ведь экспертным органом, наделенным высшим правом определять стоимость всех информационных работ и контролировать их проведение, являются опять же эти товарищи. Замкнутый круг, который уже ни кто не может разорвать. Ведь слишком много на него завязано.
Так что не обольщайтесь, за внешней демократичностью новых руководителей скрываются старые лица аферистов среднего звена.
Прошел год...
Опять очередь, опять та же кривизна софта. Но самое главное, что ЖЭС теперь уже год как автоматизирован! И паспортистка теперь вручную ничего не исправляет. Думаете исправили программу? Нет! "На почте знают, что в этом случае надо пробивать только одну сумму".
Так чего же Вы тут на форумах... Если есть конкретные данные, вперед в КГК, КГБ... Там расскажИте.
Не там искал?
сообщение старое, но все же прокомментирую.
> Хотят ЖЭСы чтобы им исправили программу - значит вынуждены продлевать программу, а государство - платит деньги за новый этап работ. А в новой версии мы вам уберем старые и сделаем новые ошибки.
ЖЭСы то здесь при чем? Автоматизация ЖКХ проходит в Электронной Беларуси?
> и отсутствие возможности финансового давления на исполнителя и принуждения его к исправлению ошибок у конечного пользователя продукта.
Вы так додавите, что с вами никто вообще работать не будет. На загнивающем западе работа с гос.конторами - это великое счастье, а в случае с хрустальным сосудом - проблемы не только морального, но в т.ч. и материального плана, когда "то денег не выделили, то вот-вот выделят".