Вероятностное прогнозирование

На бытовом уровне к разного рода "предсказаниям" принято относиться с изрядной долей скепсиса. Ситуация с набившими всем оскомину прогнозами погоды, политическими прогнозами, не говоря уже о литературном наследии многочисленных нострадамусов, - лучшее тому подтверждение. Между тем, при более пристальном изучении проблемы оказывается, что в деятельности человека практически невозможно представить себе ситуацию, в которой вероятностное прогнозирование не играло бы существенной роли. Судите сами, если вы роняете какой-либо предмет, то вы протягиваете руки не столько к самому предмету, сколько к наиболее вероятному месту, где его можно будет поймать (т.е. прогнозируете будущее местоположение данного предмета.). За несколько дней до своего дня рождения вы уже "предвкушаете" грядущие поздравления и подарки (т.е. осуществляете прогнозирование наиболее вероятного поведения ваших близких и знакомых). Рисуя что-либо на листе бумаги, вы уже, как правило, знаете, как "это" примерно будет выглядеть (т.е. прогнозируете наиболее вероятные очертания изображаемого вами объекта). Можно бесконечно долго приводить подобные примеры, но итог будет один - что бы ни делал человек, в его голове всегда имеется образ предстоящего или прогноз наиболее вероятного будущего.

В современной психологии подобные процессы принято называть вероятностным прогнозированием. Более строго под вероятностным прогнозированием понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Имеющийся опыт, а также наличная ситуация создают все необходимые предпосылки для построения человеком гипотез о предстоящем будущем. Более того, каждой из этих гипотез приписывается определенная вероятность. В соответствии с этим, человеком осуществляется преднастройка - подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим с наибольшей вероятностью к достижению некоторой цели.

Приступая к прогнозированию альтернативных событий в условиях эксперимента, человек имеет в своем распоряжении лишь цель деятельности, которая определяется инструкцией и заключается в достижении максимальной эффективности прогнозирования. Отражение же условий деятельности и нахождение способов достижения цели, формирование программ действий, определение критериев оценки результатов прогностической деятельности и нахождение видов обратной связи для коррекции своих действий он должен произвести самостоятельно. Иными словами, он должен сформировать субъективную модель условий деятельности, позволяющую ему осуществлять регулирование собственных прогностических действий на основе упреждающего моделирования актуальной ситуации.

Для экспериментального исследования процессов вероятностного прогнозирования коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора М.А. Кремня была разработана методика на базе современных компьютерных технологий. Методика реализована в виде программного продукта, функционирующего под управлением операционной системы Windows95/98, а в качестве устройства ввода (органа управления) могут использоваться стандартная клавиатура, мышь или джойстик. В современной психологии в качестве экспериментальной модели вероятностного прогнозирования принято использовать следующие варианты сенсомоторной деятельности. Это хронометрический эксперимент в условиях вероятностного прогнозирования и так называемая "игра в угадывание" - попытки предсказания следования сигналов в вероятностно организованной среде.

В случае хронометрического эксперимента основная задача исследования состоит в выявлении динамики изменения времени реагирования на "частые" и "редкие" сигналы бинарной последовательности. В качестве последних могут использоваться различные альтернативные сигналы-символы, например, "0" и "1", "+" и "-","зайчик" и "бабочка", "футболист" и "хоккеист" и т.д. Каждому из этих символов соответствует отдельная клавиша клавиатуры компьютера (кнопка мыши или джойстика). Испытуемые во время эксперимента держат пальцы рук в удобном для них положении на соответствующих клавишах. Сигналы бинарной последовательности следуют друг за другом в автоматическом режиме с постоянным временным интервалом (задается экспериментатором в окне настроек) и вероятностями Р1 и Р2. Задача испытуемых состоит в том, чтобы в ответ на появление сигнала "как можно быстрее и точнее" нажимать на клавишу, соответствующую данному символу. Каждому испытуемому может быть предъявлена последовательность заданной сложности и произвольной длины. Этой цели служит специальный инструмент, при помощи которого экспериментатор может формировать и затем сохранять те или иные сигнальные последовательности. Время реагирования и динамика его изменения в зависимости от частоты предъявляемых сигналов являются надежным индикатором, эффективным показателем формирования вероятностного прогноза, выраженности прогноза, преднастроечных явлений.

В настоящее время, в частности, установлено, что у людей и детей с нормальным уровнем развития время реагирования на "частый" сигнал становится меньше, чем на "редкий", а с изменением условий прогноз изменяется, перестраивается. В то же время у людей с отклонениями от нормы вероятностный прогноз или вовсе не формируется (состояние так называемого "вероятностного равнодушия") или выражен слабо и быстро распадается.

В целях более детального и углубленного исследования "микростратегии" прогнозирования методика хронометрического эксперимента дополняется методикой "игры в угадывание". В этих экспериментах участвуют одни и те же испытуемые, и у них общая программа следования сигналов-символов. Экспериментальная ситуация "игры в угадывание" состоит в следующем. Испытуемым предлагают предсказать (угадать), какой из двух известных символов появиться на экране, и определить его нажатием на соответствующую клавишу. После нажатия на клавишу в правой половине экрана появляется тот или иной символ. Одновременно с этим (или с небольшой задержкой) в левой половине экрана появляется "программный" символ. Таким образом испытуемый имеет возможность сравнить оба символа - субъективный (прогнозируемый) и реальный ("программный"). Программа следования сигналов формируется заранее. В процессе "игры в угадывание" регистрируется весь процесс прогнозирования, т.е. удачные и неудачные прогнозы, их распределение во времени, темп реагирования и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что спектр возможного применения описанной методики необычайно велик. Здесь и диагностика способности детей младшего школьного возраста усваивать простейшие закономерности, и диагностика уровня умственного развития, и определение степени готовности человека к принятию сложных управленческих решений, и определение способности спортсмена предвосхищать действия соперника, и многое другое. Ведь, как уже говорилось в самом начале, в деятельности человека практически невозможно представить себе ситуацию, в которой вероятностное прогнозирование не играло бы существенной роли.

Виктор МОРОЗОВ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2000 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!