Сегодня поисковые системы - стражи порядка в Интернет. Они позволяют ориентироваться в Сети, которая изначально не структурирована. "В Интернет найти что-нибудь толковое практически невозможно", - возмущаются новички, и это действительно так. Порядок в Сеть призваны внести крепко вошедшие в последнее время в нашу жизнь технологии навигации - поисковые системы, разновидностей которых на данный момент существует огромное множество.
Одним из наиболее популярных поисковых механизмов сегодня является система AltaVista (altavista.com), которая с появления в декабре 1995 года прошла долгий и нелегкий путь, став неотъемлемой частью глобальной Сети, зарегистрировав около 400 миллионов web-ресурсов и обслуживая ежедневно более 20 миллионов запросов.
Преимущество AltaVista Search, по сравнению с другими поисковыми системами, проявляется сразу в нескольких факторах. Так, при поиске сложных и редких терминов (например, запрос "antropomorphic") AltaVista предоставляет мощные и изощренные средства поиска: поиск документов на конкретном языке, поиск по названию страницы, поиск объектов Java/ActiveX и др. Кроме того, AltaVista обеспечивает набор стандартных, однако крайне ценных критериев отбора (язык логических операторов, поиск с учетом вариантов написания слов, поиск целых фраз, ограничения по дате создания документа и т.д.).
Одним из существенных для русскоязычного пользователя факторов оценки поисковых систем является поддержка ими ресурсов русскоязычного Интернета. В этом смысле AltaVista является лидером среди всех зарубежных систем - уже довольно долгий промежуток времени происходит активное индексирование документов на русском языке, система имеет и русский вариант интерфейса, доступный на сервере altavista.telia.com.
Как искать?
Характеристика поиска в AltaVista довольно сложно усваивается начинающими пользователями, однако необходимо заметить, что, не вникнув в секреты поиска основного портала Сети, о толковых и необходимых именно Вам результатах не может быть и речи. Итак, что же необходимо усвоить?
Прежде всего, введение запроса строчными буквами даст более расширенные результаты по сравнению с использованием прописных букв. Например, если Вы построили запрос "dogs", то в результате поисковым порталом будут найдены документы, содержащие контент "dogs", "DOGS", "Dogs", "dOgs" и т.д. Но на запрос "DOGS" Вы получите документы, содержащих запрашиваемое Вами слово только в прописных буквах ("DOGS"), а все web-страницы с данным словом строчными буквами будут проигнорированы. Введение нескольких слов без кавычек выдаст страницы, в которых имеется хотя бы одно из введенных слов. Конечно, AltaVista позаботится о том, чтобы в первых строках результатов поиска находились "максимально соответствующие запросу", то бишь содержащие максимальное число из введенных слов. Однако, лучше контролировать этот отбор своими руками. Так, введение фразы, заключенной в кавычки, в конечном результате даст лишь те документы, в которых встречается именно данная фраза (все слова в их точной последовательности). Довольно удобно, если Вы ищете словосочетания "free web space", "add url" и др., заключать эти фразы в кавычки. В случае простого набора этих слов в результатах поиска может оказаться слишком много совершенно не нужной Вам информации, где, например, слово "free" может не иметь отношения к "web space", хотя и находиться на определенной web-странице.
Чтобы получить гарантию, что некоторое слово обязательно окажется в результатах поиска, перед запрашиваемым в AltaVista словом ставится "+" (без пробела), чтобы исключить определенное слово из результатов - "-". Так, если нас интересуют кошки, но совершенно не волнуют собаки, вводим следующую поисковую фразу: "+cats -dogs". И конечные результаты, которые при поиске "обычных" кошек оказались безнадежно заваленными ненужными собаками, становятся приятно радующими глаз...
Используя знак звездочки ("*"), можно расширить запрос до всех слов, содержащих введенную часть. Например, если в запрос ввести "image*", то в результатах поиска окажутся страницы, содержащие "image", "imagination", "imagery" и т.п. Эта функция особенно полезна при русскоязычных запросах, т.к. AltaVista не знает русского словообразования и не может сама расширять поиск русских слов. Интересна и довольно экзотическая возможность поиска в текстах названий ссылок. Запрос "anchor:homepage" выдаст список страниц, в которых имеются ссылки, названия которых содержат слово "homepage". Необходимо отметить тот факт, что AltaVista предусматривает учет домена необходимых ресурсов при составлении запроса. Следующий поиск покажет документы со словом "bank" в тексте, расположенные на серверах с доменом.by (с тем же успехом можно исключать определенные домены) +bank +domain:by
Если же Вы решили поискать необходимую фотографию на конкректном сервере, то и в этом случае поисковая система Вас не подведет. Достаточно составить запрос в виде "image:olga.jpg +host:geocities.com" - и "АльтаВиста" выдаст страницы, расположенные на сервере Geocities.com и содержащие картинку с названием olga.jpg.
Простому обывателю Сети, безусловно, полезен поиск страниц, содержащих гиперссылки на заданную страницу. Кроме удовлетворения праздного любопытства ("Интересно, кто-нибудь поставил ссылки на мою домашнюю страничку?"), может послужить хитрым инструментом маркетинга ("Посмотрим-посмотрим, кто там рекламирует нашего конкурента, если у него от посетителей отбоя нет...").
Для такого поиска достаточно ввести, например, "link:hockey" - и система выдаст список страниц, имеющих ссылки на ресурсы, имена которых содержат контент "hockey".
Что касается отдельных поисковых запросов по полям, то нужно отметить несколько из них:
- поиск только в тексте (исключая названия ссылок, файлов картинок и адресов Интернет) - "text:текст для поиска";
- поиск в заголовке документа - "title:заголовок для поиска";
- поиск в адресе страницы - "url:базовый адрес для поиска";
- поиск Java-апплетов - "applet:класс Java-апплета".
Удачи в мире поиска в информационном киберпространстве Сети!
Виталий ФРИДМАН,
[email protected],
www.kv.minsk.by/belhome
Горячие темы