История белорусской фирмы на белорусском рынке
Мы продолжаем серию публикаций о белорусских компьютерных фирмах. В этой статье рассказывается об истории возникновения и деятельности на белорусском рынке известной минской компании ООО "Golden Software". На вопросы Сергея Дмитриева отвечает директор предприятия Андрей Киреев.
- Поскольку мы беседуем об истории компании, то, естественно, первый вопрос о том, как все начиналось?
- Предприятие появилось в 1994 г. благодаря нашим совместным усилиям с Михаилом Шойхетом. В то время мы работали на одной из коммерческих фирм, занимались обслуживанием компьютеров и кое-что писали для бухгалтерии.
В какой-то момент начали ощущать определенную профессиональную неудовлетворенность. Писали на Paradox, практически не заботясь о внешнем виде написанного, только для внутреннего употребления. А хотелось писать совсем другие программы, для массового пользователя, красивые и удобные. Было много идей, амбиций, одно время замышляли написать компилятор, потом архиватор. В конце концов пришли к выводу, что наиболее востребованными на рынке будут бухгалтерские программы. Кроме денег, которые мы рассчитывали получить, важным был и момент удовольствия от процесса и результатов своей работы.
Отсюда мы и решили писать свои программы под Windows. В тех условиях это был довольно смелый шаг. По нашим оценкам, в 1994 году с этой операционной системой работали всего лишь примерно 20% пользователей.
Первую программу, предназначенную для печати платежных поручений, писали пять месяцев и назвали "Golden Print Works" (GPW). Вышли с предложением на известную тогда компьютерную фирму "Реста", договорились о встрече в понедельник, а в субботу решили еще раз все проверить и прорепетировать демонстрацию. Скопировали программу на дискету, а потом попытались установить ее на другой компьютер. Увы, в течение двух дней нам так и не удалось это сделать. В общем, в "Ресту" мы не поехали и на 2 месяца впали в глубокую депрессию.
Выйти из нее помог Денис Романовский. Однажды он сообщил, что его знакомые готовы купить нашу программу, если она будет готова через неделю. Мы воспрянули духом и работали с 9 до 24. Выбросили все лишнее, чтобы сделать действительно работающий вариант, и присвоили ему категорию "Lite", т.е. "облегченный".
В итоге состоялась первая продажа. Помню даже название той фирмы - "Торговля и кредит", которая работает и сейчас (магазин "Эгоист").
Но этого, конечно, было мало. Мы понимали, что нужен стартовый капитал для организации своей собственной фирмы. Начали искать, в том числе и в Интернете, который как раз тогда начал появляться в Беларуси. И однажды, в одной из программистских конференций, наткнулись на информацию о журнале "Delphy Magazin". Началась переписка, и мы познакомились со Стефаном Бозером (Stefan Boether). Он помог получить заказ на разработку библиотеки компонент для "Delphi". Под названием "XTools" она и сейчас продается в Германии.
На эти деньги купили компьютер, причем, по тем временам, очень дорогой и "ужасно накрученный" - Pentium-75, 16 Mb, чем мы очень гордились. В это же время знакомые предложили помещение для офиса, и мы перешли на вольные хлеба.
3-4 месяца работали втроем на одном ПК. Михаил сидел за компьютером, а мы с Денисом искали клиентов. Начали давать строчную рекламу в четырех газетах - "Белорусская деловая газета", "Белорусский рынок", "Компьютерные Вести" и "Конъюнктура рынка". Кроме того, сами звонили по телефонам из каталогов в алфавитном порядке, вели соответствующую статистику. Получалось, что откликались примерно 20%, но сразу готовы были купить 1-2%.
Каждый отклик был как праздник. Договаривались о встрече на следующий день, приезжали обязательно в костюмах, галстуках. И, наоборот, очень переживали, когда кто-то отказывался, покупал у других.
Постепенно пошли первые продажи. Стоимость "Анжелики" составляла тогда сумму, эквивалентную сегодняшним $15. В начале активных действий на рынке (сентябрь-октябрь 1995 г.) удавалось продавать по 5 копий в месяц, потом стабильно продавали по 10-15. На эти деньги приобрели еще несколько компьютеров.
- А почему Ваша программа называется "Анжелика"?
- Это отдельная история. Первые названия - GPV и GPVL - наши клиенты не то, что запомнить, даже выговорить не могли. Поэтому целый месяц мы придумывали новое имя, но так и не смогли найти подходящий вариант. В конце концов, устав от споров, обратились к бухгалтеру той, еще первой, фирмы. Мол, какое лучше название для бухгалтерской программы, как скажешь, так и назовем. Она поступила как настоящая женщина, и теперь наша программа носит ее имя.
Но история на этом не закончилась. Когда мы искали бухгалтера уже для собственной фирмы, первой по объявлению пришла девушка по имени Анжелика. Мы сразу поняли - это судьба, и без всяких вариантов взяли ее на работу. С тех пор Анжелика Фролова активно работает в нашей команде.
- Раз уж речь зашла об именах, то как появилось название самой фирмы - "Golden Software"?
- Когда еще учились в университете, нам нравились сигареты "Golden American". Отсюда, и свою фирму решили назвать похожим образом. Курить потом бросили, а название осталось.
Теперь в "Golden Software" около 20 человек. Если посмотреть, как мы развивались, то можно сказать, что происходило это достаточно планомерно и логично. Начали с программы печати платежных документов, затем появились "Анжелика Бухгалтер", складская программа "Секрет Анжелики", а затем и зарплата, основные средства, договора, расчет меню для общепита, аренда и др. На сегодня это уже целое семейство программ под общей торговой маркой.
Общее число наших клиентов составляет уже порядка 1 500 пользователей. Среди них такие организации, как Белорусская железная дорога, ИП "Zepter", "McDonald's", СП "Belcell", "BelABM", "Optitek", "Belfacta" и др. Есть внедрения и в такой специфической области, как сельское хозяйство.
- Как Вы видите свое завтра?
С точки зрения содержания разработок мы будем продолжать работу в области экономического программного обеспечения. Со стороны же концептуальных подходов, планируем постепенно добавлять различные инструменты анализа данных, использование Internet/intranet технологий, трехмерный графический интерфейс и функции искусственного интеллекта.
Кроме того, планируется и расширение сферы сбыта наших программных продуктов, причем не только по отношению к рынкам наших соседей, но и с выходом на дальнее зарубежье. С этой целью уже сегодня готовимся к участию в составе белорусской делегации в выставке "CeBIT" в Ганновере, которая пройдет в начале весны 2000 года. Там будут представлены несколько наших новых разработок, в том числе из области маркетинга и по оптимизации транспортных потоков.
- С учетом пройденного пути, что бы Вы могли посоветовать тем, кто сегодня тоже собирается или уже начал писать программы, организовывать предприятия?
- Читать старые журналы. В школьные годы мне попался один из таких - "КомпьютерПресс". Там были интервью с компьютерными грандами - Питером Нортоном, Уэйном Рэтлифом (создатель DBase). Именно под впечатлением этих статей я "заболел" программированием, мечтал о том, как буду писать программы, как у нас будет команда разработчиков, своя фирма и т.д. По сути дела, то, что я сегодня делаю, это есть воплощение той мечты.
А если серьезно, то самый важный момент для разработчика, на мой взгляд, это поставить себя на место пользователя. Ведь как бывает: пишут разработчики программу, стараются, кажется, все сделали на ура, а клиенту не нравится. Тут ошибки, там функций не хватает. Если считать себя умнее всех, то останется только пить пиво и жаловаться, что клиент еще не созрел для таких программ.
В таких случаях мы, конечно, тоже не торопимся сдавать свои позиции, обсуждаем, показываем преимущества, но реальная практика убеждает, что встать на сторону клиента - все-таки более продуктивный метод. И пусть мы рискуем, что клиент нас замучает, измордует, что долго потом будем его проклинать. Но если речь идет о тиражируемом продукте, то после таких трудных клиентов уже можно смело идти к десяткам других.
Очень важен внешний вид программы. Провожают клиенты разработчиков по-разному, но вот встречают одинаково - по тому, как программа выглядит. Если первое впечатление хорошее, то разговаривать дальше значительно легче. По этому поводу меня нередко спрашивают: "А как сделать красиво?". В таких случаях я всегда говорю: "Не надо изобретать велосипед, открывайте Word, Excel, смотрите, там уже все сделано, уже выработаны определенные нормы, стандарты, критерии, чтобы программа была удобной и внешне привлекательной".
Многое дает и использование научных знаний. Сейчас продается много книг по менеджменту, маркетингу, и там масса полезной информации. Например, о ведении разговоров по телефону, о разных типах клиентов, о подходах к ним и т.д.
У себя на фирме раз в неделю мы проводим семинары, где знакомимся с такими книгами, плюс регулярно изучаем вносимые изменения в наши программные продукты. Новые сотрудники при поступлении, а постоянные - раз в полгода, на основе такого обучения проходят внутреннюю сертификацию. Сейчас такое динамичное время, что останавливаться в своем развитии - значит терять преимущества в конкурентной борьбе.
В этом отношении нам помогает, может быть, еще и возраст, поскольку большинство в команде - недавние студенты, и привычка учиться у нас еще в крови. Наш средний возраст - 25 лет.
Кстати, с нашим возрастом связана и такая небольшая история. Когда-то в 1996 году, перед выставкой, "КВ" публиковала информацию о компьютерных предприятиях, где, в том числе, указывались и данные о возрастном составе сотрудников. Нам реально было тогда по 19, но для солидности добавили еще 2. И на самой выставке, как мне показалось, конкуренты не восприняли нас всерьез, мол, молодые ребята балуются. Как знать, если бы они отнеслись к нами иначе, какая бы у нас тогда была история.
Сергей ДМИТРИЕВ,
[email protected]
Горячие темы