(Продолжение, начало в №29)
Стереобаланс и "звуковая схема
композиции №2"
Итак, после произведенной работы обращаем наш взор на ручки панорамы. Расставляем инструменты так, как требует аранжировка, также можно воспользоваться схемами, приведенными мной в одном из материалов. Углубление в канал можно производить с увеличением громкости трека. Если трек находится в крайне левом или крайне правом положении панорамы, то увеличение громкости трека от первоначальной не изменит существенно звуковой картины.
Размещаем стереоспецэффекты, которые мы не учитывали ранее. Если сводим по-новому, то хэт, перкашн размещаем в разных положениях панорамы. Главное, чтобы они звучали раздельно и не смешивались с другими инструментами.
Делать это лучше не в наушниках, а с помощью мониторов, поскольку в наушниках звук всегда более прозрачный. Наушники нужны только в тех случаях, если Вы решили заняться 3D-позиционированием источников звука, хотя если пользуетесь стандартными средствами или плагинами, сверяйте звук в "ушах" и мониторах. К тому же под рукой следует иметь прибор, показывающий коэффициент корелляции.
Менее проигрышным способом является метод, описанный мною в статье "Локализация источников звука". Там локализация производится с помощью эквалайзера и DC Offset. Более естественный способ, но требующий гораздо большей усидчивости.
Теперь наступает самое веселое время. Нужно разделить все инструменты, сидящие в панораме, по группам и экспортировать в отдельные файлы. После этого с помощью плагинов энхансеров, стерео-имэджеров и т.п. расставить разные значения дальности для каждой отдельной группы. Это позволит увеличить прозрачность композиции, впустит в нее воздух, сделает более контурным 3D-положения отдельных инструментов.
Теперь возвращаем группы обратно в мультитрековый рекордер и сводим, выставляем баланс между ними. Экспортируем в конечный файл.
Изначальный мастеринг
Это мастеринг, который нужно сделать до экспортирования в конечный файл.
Для этого нам нужен будет эквалайзер.
Внимательно прослушиваем композицию и понижаем или увеличиваем частоты отдельных инструментов в отдельных "особо сомнительных" местах. Нужно добиться того, чтобы на каждом отдельно взятом частотном срезе были сбалансированы все инструменты. Так как при последующем мастеринге мы будем повышать или понижать все сразу полосами, а баланс в них останется неизменным(!).
Pre-master
Теперь мы имеем в наличии конечный файл, над которым мы так много корпели:) Звучит хорошо. И может появиться впечатление, что ничего большего делать и не надо. Однако... отнюдь. Нам нужно, чтобы композиция слушалась практически на любом аппарате, начиная от концертного-среднечастотного и заканчивая домашним-полусабвуферным.
Переходим на личности. Waves UltraMaximizer. Максимизируем всю синусоиду. Процесс максимизации, как он представлен в программе, заключает в себе работу сразу нескольких устройств. На выходе мы получили максимизированный файл с меньшим уровнем шумов и качественной цифровой переобработкой.
Следующий шаг - эквализация общего файла. Waves Q или PAS EQ. Редактируем определенные спектры частот. Выстраиваем общий звук.
Следующий шаг - Waves Renaissance Compressor. Есть пресеты, соответствующие потребности обработки компрессором (мастеринг, вокал, гитара и т.п.). Waves Renaissance Compressor включает в себя UltraMaximizer, но последний стоит применять хотя бы для того, чтобы услышать все инструменты со штрихами и отрегулировать баланс. После компрессора без предварительного Maximizer можно многого и не услышать. К тому же Maximizer работает с шумами.
Следующий шаг - Hyperprism Quasi Stereo. Пресет Hight End Stereo. Появляется более ощутимое стереоощущение.
Последний шаг - Steinberg Magneto. Подходит не для всех случаев. Особенно не рекомендую, если Вы делаете pre-master для МР3. Плагин эмулирует запись с цифрового носителя на аналоговую ленту, что позволяет сделать цифровой звук более мягким.
Pre-master сохраняем и делаем несколько копий.
Master
Практически то же самое, что и в предыдущей части, только все действия мы делаем на повышенной частоте дискретизации и увеличенном параметре разрядности. С мастер-копии мы и делаем матрицу, с которой идет тираж.
Для составления альбома или сборки из композиций разных групп в большей степени имеют значение настройки для эквализации и компрессора, которые делаются непосредственно под альбом или сборку. Причем эти настройки для каждого конкретного случая могут быть разными.
Кристофер М. ИХИХО,
[email protected]
Комментарии
"Берете несколько трэков и делаете круто."