Эту интересную тему мне подсказал один читатель, имя которого я лучше оставлю в секрете. Только скажу, что такого понятия, как разделение на музыку компьютерную и не компьютерную, не существует. Персональные компьютеры используются сейчас практически повсеместно.
Излагаемый мной материал отражает только мои взгляды на развитие событий.
Итак, приступим... или, лучше сказать, поехали!
История становления компьютерных
технологий в музыке Беларуси
Несмотря на то, что с момента первого появления музыкального компьютера на Беларуси прошло около десяти лет, история только сейчас начинает вершиться. Все дело в том, что лишь пару лет назад стали появляться приемлемые по качеству студии, базируемые на компьютерах, где бы ПК нес не только функциональные, но и музыкальные возможности.
Белорусская электронная культура возникла как вторичная от английской и немецкой.
В качестве примера старожилов белорусской электронной музыки можно назвать "Autism" и "Белорусский климат". По первым, к коим я питаю очень теплые чувства, можно проследить все развитие альтернативной электронщины в республике. В одном из интервью Вадим Милицин (аранжировщик проекта) мне сказал очень точную формулировку: "Электроннная музыка в Беларуси - это субкультура, развивающаяся по квартирам". Что называется, в точку.
1997 год. Белорусский музыкальный рынок очень вариабелен и зависим от текущей моды. Настоящий прорыв произошел, когда по всему миру стали слушать Prodigy, Chemical Brothers, Future Sound of London, Ramstein и т. п. Причем на концертных площадках до этого царствовала мода на NIRVANA. И такой разворот событий заставил многих "живых" музыкантов обратиться в сторону компьютерного звука. Появились компиляции, совместные проекты, субкультура стала выходить на широкий потребительский рынок. И, конечно, электронная культура напрямую была связана с развитием клубной культуры, где бы музыканты могли напрямую общаться и показывать свое мастерство зрителям, в основном, студентам. На этом фоне выделился молодежный клуб "Резервация", сейчас - "Альтернатива". Здесь стоит упомянуть о появлении довольно популярного на сегодняшний день в Беларуси человека, арт-директора клуба, Дениса Лондона. Многие впервые услышали имена Fat Not Dead, Vacuumable, Energun 22, Элементы Научной Фантастики, Алекс Кустов и т.д.
Параллельно этому появилось имя Андрей R.O.S., раскрученное в массы посредством уверенной победы в передаче "Белорусский хит-парад", создававшейся тогда на фирме "Свой круг". В работах R.O.S., как и Autism того времени, по моему мнению, было очевидно влияние Future Sound of London. Интересно смотрелась электронная романтика в исполнении Валика Гришко, в своих выступлениях он опирался и на шоу, чем и выделялся. Сразу ворвались со своими новаторскими идеями Drum Ecstasy, музыка которых до сих пор является интересной и ценится не только у нас в стране. S-Medium DX впервые начал ставить эксперименты с квадрофоникой и моделированием новых звуковых алгоритмов.
Электронная волна по-настоящему захлестнула республику.
Музыкантов стали приглашать на концерты, различного рода акции, фестивали. Появилось огромное количество различных групп и объединений. Но реально только несколько из них могли давать платные концерты. Среди оных можно выделить все тот же "Autism", ставший у многих уже любимчиком, S-Medium DX, сделавший гастроли по некоторым городам Беларуси и России, Drum Ecstasy и некоторые другие группы. Такое не для всех благоприятное развитие событий сказалось на формировании рынка групп и подхлестнуло развитие другого рынка: ди-джеев. Ди-джей по своей сути представляет собой комбинаторную личность, способную реагировать на любые желания публики и использовать при этом любые подручные средства. Истоки новой формы ди-джейства -танцевальное клубное движение, которое получило гораздо более широкое распространение на просторах нашей республики, нежели альтернатива. Здесь можно выделить минский клуб "Салют", который вырастил в своих стенах не одну плеяду представителей новомодной культуры. Дорогим клубам было выгодно работать на богатеньких поклонников рейва и новационного техно, что предусмотрело некий прогресс в развитии этого сектора рынка. Как говорил один довольно знаменитый у нас ди-джей: "Ребята (слушатели) тратят за вечер столько денег, что мой гонорар за концерт сравним со стаканом колы". Были, конечно, и альтернативные ди-джеи, как, например, DJ Commando Labella в "Резервации". Позднее экономический кризис сказался на электронной культуре. Тусовки начали смешиваться, из групп выжили только сильнейшие. Молодые музыканты не имели достаточной технической и образовательной базы, чтобы выйти на широкий круг слушателей. К тому же и уже раскрученные имена не могли собрать зала. Субкультура, ставшая на время культурой, начала вариться в собственном соку.
Белорусские масс-медиа всячески поддерживали и поддерживают молодое электронное течение. Здесь заслуженно можно отметить государственное радио, "Музыкальную Газету", радио "Стиль", которые находили время и место на страницах для освещения событий молодежной культуры. Нельзя не отметить имена Ника Худякова, Алекса Кустова, Дениса Лондона, работающих на продвижение в массы новомодных технологий и музыкальных течений.
Развитие коммуникационных технологий, Интернета позволило сделать новый шаг в развитии белорусского шоу-бизнеса в целом. В качестве примера национального сайта-каталога о шоу-бизнесе можно упомянуть ресурс фирмы ШоМоноПоли по адресу: www.shomonopoly.com. Но не многие белорусские группы решились на создание собственных Интернет-ресурсов. Поэтому сейчас их (ресурсов) довольно мало. Благодаря использованию новых коммуникационных технологий музыканты получили возможность непосредственного сотрудничества с Западом и Россией. И уже многие могут похвастаться тем, что их музыку выпустил какой-нибудь "тамошний" лэйбл. Среди белорусских лэйблов, выпускавших в свет нашу электронику, можно отметить "Delta 9", "Пан-рекордс" (сборник "Ухо-отражатель") и VIGMA.
Компьютеры стали использовать и для записи "живых" музыкантов. Больших успехов в этом добилась студия "X-Noise Factory", записавшая довольно много молодых популярных белорусских групп, как говорится, на "точке" у заказчика :)
Постепенно выделилось еще одно направление: использование компьютеров в белорусской индустрии звукозаписи. Один из первых компьютеров, что я увидел в профессиональной студии, была Amiga в "Скат-рекордс", хотя уже многие использовали Макинтоши и РС. На пользовательском рынке в то время начался бум AWE 64, которая стала чуть ли не самой распространенной саундкартой в Беларуси. До этого многие работали на Gravis Ultrasound и Roland RАP. Самой продвинутой на то время была Turtle Beach Tropez (Plus). На сегодняшний день эти саундбластеры с натяжкой можно назвать орудием производства, но тогда именно они позволяли музыкантам реализовывать свои творческие планы. Большой интерес вызвали MIDI-технологии и их последующая качественная реализация во взаимодействии с другими студийными устройствами, а также постоянное улучшение методов синтеза в саундкартах, - все это позволило проникнуть компьютерам в студии звукозаписи. Сейчас практически любая студия использует компьютерную технику, и освещение этого вопроса можно считать закрытым:).
Образование, связанное с работой на компьютерах в музыкальных целях, начало развиваться в 98-99 годах. До этого Беларусь, можно сказать, находилась в информационной изоляции. Освещением данных вопросов в основном занимались компьютерные периодические издания. Вернее, весь процесс можно назвать самообучением с чтением полезных советов. Старая школа звуковиков до сих пор скептически относится к компьютерам, поскольку на продукцию, созданную подобным образом, в нашей республике нет спроса, а значит, нет особой необходимости приобретать новые навыки. Нельзя не отметить, что в Белорусском Университете Культуры появилась новая специальность - "Компьютерная аранжировка". Рынок специалистов пока мал и хаотичен, как и рынок спроса на них.
Сегодняшнее положение дел
Конец 1999 года. Реально сейчас происходит переход к новому качественному уровню подхода к процессу аранжировки и звукозаписи. Компьютер позволяет сделать звук с CD-качеством, что повлияло на удешевление рынка производства музыкальной продукции и появление независимых специалистов, составляющих серьезную конкуренцию "традиционным" мастерам. Творчество перестало управляться монопольно, и это сказалось на улучшении качества и разнообразии выпускаемой продукции. Серьезное влияние оказал рынок России, который до сих пор доминирует над белорусским. Это является положительным моментом, поскольку российские музыканты идут с опережением в технологическом развитии, что позволяет быстрее наращивать темпы современной национальной культуре.
Вместе с упадком рынка электронной музыки произошел упадок новых идей, находящих реализацию в данном направлении. Многие музыканты стали себе позволять выпускать "сырые" продукты. Из-за отсутствия работающей структуры менеджмента на данный момент не выгодно выпускать альбомы. Развитие новых мировых звуковых технологий никак не сказалось на белорусских музыкантах. Рынок сузился и технологическое совершенствование существенно замедлилось.
Сейчас передовыми проектами, которые реально могут представлять Беларусь на мировом рынке, являются Drum Ecstasy и The UR'IA.
Перспективы развития
Как и на любом рынке, в скором будущем должны будут появиться крупные имена-структуры, собирающие под своей крышей отдельные пласты музыкантов. Они будут заниматься продюсированием, менеджметом как молодых талантов, так и звезд. Беларусь, содержащая в себе целые законсервированные слои музыкальной культуры и имеющая большой творческий потенциал, может выйти на мировой рынок, но эта возможность появится только через пять-шесть лет, после того как сможет поменяться пласт сегодняшних новаторов с "традиционными" звуковиками и аранжировщиками.
Кристофер М. ИХИХО,
chris_ih@mail.ru
Горячие темы