Amazon'ки в Интернете

Визитная карточка
Amazon.com, Inc.

Президент: Джо Галли (Joe Galli)

Штаб-квартира: Сиэттл, США

Годовой оборот: $1,01 млрд.

Число сотрудников: 2100

WWW: www.amazon.com

Amazon.com - настоящий феномен, которым уже сейчас восхищаются западные бизнесмены и который еще долго будут изучать в будущем. Может быть, не единственный феномен, но самый яркий. Компания-посредник, основной собственностью которой является адрес в Интернете и несколько серверов, стоит на мировом рынке уже чуть ли не 10 миллиардов долларов!

Империалисты не знают, что делать с новой экономикой, родившейся в Интернете, которая не подчиняется привычным экономическим законам... Да что там, даже фонды "виртуальных компаний" невозможно оценить, чтобы прикинуть реальную стоимость компании. Ну как оценить главное богатство Amazon.com - базы данных по клиентам? А ведь именно благодаря им компания имеет ежемесячно продажи на десятки миллионов долларов и большой процент повторных обращений. Или как оценить стоимость самого имени "Amazon.com", которое знают все обитатели Интернета?

Пришло новое время - время электронной коммерции, подтверждение чему - пример "виртуальной" компании Amazon.com, годовой оборот которой примерно равен бюджету вполне реальной Беларуси со всеми очень даже реальными тракторами, урожаями и калийными удобрениями. 2100 сотрудников Amazon.com зарабатывают столько же денег, сколько 10 миллионов населения нашей страны.

Компания является самой быстроразвивающейся, когда-либо существовавшей в истории. Пять лет назад она состояла из одного человека и его плана. Сейчас компания насчитывает 6 миллионов клиентов, а ее оборот составляет $1млрд. С момента открытия магазина в 1995г. годовой оборот компании вырос с $0 до $1 млрд. и даже теперь продолжает расти с темпом более 250% в год.

Компания Amazon.com была основана в 1994 г. В 1995 г. ею был открыт первый электронный магазин. Сейчас она является третьей по величине компанией в США, занимающейся продажей книг в розницу. Сразу после открытия компания стала именовать себя не иначе как "крупнейшим книжным магазином на земле". И сейчас они почти добились этого.

В настоящее время Amazon.com предлагает своим виртуальным клиентам еще и музыкальные компакт-диски и кассеты, видеокассеты, подарки и поисково-справочные услуги. Руководство компании часто подчеркивает, что исторические темпы роста оборота компании, составляющие более чем 30% за каждый последующий квартал с момента начала деятельности, не могут долго держаться на таком же высоком уровне. Но если бы могли, то в марте 2000 г. Amazon.com стала бы крупнейшей в мире компанией розничной торговли книгами и музыкальной продукцией.

Акции Amazon.com являются наиболее противоречивыми ценными бумагами на американском фондовом рынке. Рыночная капитализация компании составляет $20 млрд., что приблизительно в 4 раза выше, чем совокупная капитализация двух крупнейших компаний, занимающихся "традиционной" розничной торговлей книгами, Barnes & Noble и Borders. Естественно, эти две компании приносят прибыль. Между тем, бухгалтерские убытки Amazon.com увеличивались с каждым кварталом с момента начала операций и сейчас находятся на уровне около $200 млн. в год. Однако это не означает, что компания каждый год "проедает" $200 млн. наличными, совсем наоборот - наличные средства компании увеличиваются. Это первый парадокс, и их еще будет много.

Защитники компании утверждают, что "возможности получения высоких доходов от инвестиций невероятно большие, компания далеко превосходит все ожидания, управление компанией осуществляется на высочайшем уровне, следует покупать акции по любой цене". Скептики, между тем, продолжают беспокоиться о том, что "конкуренты компании, занимающиеся традиционной розничной торговлей, оттеснят ее, компания будет не в состоянии приносить прибыль. И даже если компания не будет вытеснена с рынка и все же начнет приносить прибыль, все равно, стоимость акций Amazon. com слишком завышена".

Сейчас специалисты решают проблему: насколько реальна стоимость акций компании. Они решают этот вопрос в первую очередь для того, чтобы понять, что будет со стоимостью этих акций в будущем. В результате существует мнение, что, исходя из консервативных классических методов оценки, акции компании слишком дороги, но, в зависимости от развития самой компании и отрасли в целом, могут подняться и до уровня более высокого, чем текущая цена. Вот такие парадоксы.

У Amazon.com, конечно же, много критиков. Недавно финансовый еженедельник Barron's опубликовал крайне критическую статью в адрес компании.

В статье под названием "Amazon.bomb" говорится о том, что компания ничем не отличается от обычного торгового посредника и что она сталкивается с обычными трудностями, которые приходятся на долю розничных компаний, такими, как высокая стоимость недвижимости, управление запасами, затраты на маркетинг и жесткая конкуренция.

В статье говорится о том, что цена акций опустилась почти вдвое, по сравнению с верхним уровнем, достигнутым в апреле, и что некоторые аналитики ожидают дальнейшего падения акций. Amazon.com стала крупнейшим онлайновым торговым центром с огромным объемом продаж, однако компания не ожидает получения прибыли в обозримом будущем.

По мнению Barron's, высокие темпы роста Amazon. com требуют больших объемов запасов и большего числа складских помещений, а это уменьшает ее преимущества по сравнению с обычными розничными продавцами.

По мнению авторов статьи, Amazon.com сталкивается с возрастающей конкуренцией со стороны таких онлайновых продавцов, как BuyBooks.com, Barnesandnoble.com и Borders.com. В частности, упоминается недавнее снижение цен на наиболее популярные издания. Кроме того, крупнейшие издательства начинают сами распространять свои книги через Интернет без посредников.

Будущее Amazon.com тесно связано с будущим всего Интернета. Станет ли Сеть действительно самым удобным местом покупки товаров? Когда появятся реальные и доступные всем анонимные цифровые деньги, не привязанные к физическим кредитным карточкам и реальным счетам? Или появится что-то другое, не менее удобное? Вопросов еще много.

Анатолий АЛИЗАР,
alizar@softhome.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 1999 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!