Чем различаются газета "КВ" и книга "Война и мир" Л.Н. Толстого? Основное различие состоит в том, что газета использует более удобный для человека способ представления информации - нелинейный. Например, "КВ" можно читать с любой страницы (я обычно читаю с предпоследней). Но попробуйте какую-нибудь эпопею начать читать с середины. Увы, линейный текст приходится употреблять от начала до самого конца, т.е. от "корки до корки" - иначе ничего не поймешь. (Может быть, поэтому "КВ" читают все, а "Войну и мир" осилили единицы. ;)) Но все-таки бумага не дает полного представления о возможностях и свойствах нелинейных информационных структур. Всю полноту ощущений от потребления нелинейной информации может предоставить только World Wide Web. В этом легко убедиться, "попробовав" HTML-вариант "КВ". WWW - это новый уровень интерактивности и полная свобода потреблять информацию в любом порядке. И в то же время электронные варианты книг, размещенные где-нибудь на WWW-сервере, новых потребительских качеств не приобретают. Это объяснить просто: именно развитие нелинейных информационных систем и привело к появлению World Wide Web.
Человеческое мышление, память и воображение по своей природе не линейны. Мы размышляем не последовательно, часто перескакивая с одной мысли на другую. Наша память ассоциативна, и иногда мимолетный аромат вызывает в нашем сознании давно забытые различные воспоминания. Человеческое воображение способно представить и связать воедино любые графические и звуковые образы. Разумным было бы предположить, что наиболее простой и удобной для потребителя будет та информационная система, которая, во-первых, имеет возможность непоследовательного представления данных, во-вторых, данные в которой могут быть связаны ассоциативно, и, в-третьих, которая имеет возможность представлять данные не только в текстовой, но и в графической, звуковой, видео и анимационной символике.
Системы, реализующие хотя бы некоторые из вышеперечисленных принципов, пытались создать задолго до появления World Wide Web. Как мы увидим из истории, в качестве подручных средств использовались все доступные на тот момент достижения науки и техники.
В древности, когда единственным достижением научно-технического прогресса было деревянное колесо, оно также использовалось в информационных технологиях. В те времена было изобретено т.н. "читательное колесо", предназначенное для нелинейного чтения книг. Не секрет, что знания взаимосвязаны: трудно изучить физику, не зная математику, и сложно разобраться в химии, не зная основ молекулярной физики. Например, мне при чтении статей автора "КВ" А.Колесникова всегда не хватает какой-нибудь шпаргалки по алгебраическим функциям. "Читающее колесо" предоставляло в старые-добрые времена некоторое удобство при изучении сопутствующих знаний. Оно было похоже на колесо водяной мельницы, на котором были закреплены раскрытые в нужных местах книги. В результате между текстами механически фиксировалась логическая связь, позволявшая в контексте изучения одного предмета пользоваться знаниями из сопутствующих дисциплин. (Правда, злые языки утверждают, что сей механизм нужен был только для нерадивых и ленивых ученых.)
Но наиболее распространенной и массовой нелинейной системой до появления WWW была газета. Почему-то расказывающие о нелинейных системах всегда забывают упомянуть изобретение газеты. Видимо, это от нелюбви к газетчикам и "папарацци". Но тысячные тиражи газет показывают, что нелинейная структура контента воспринимается потребителем гораздо охотнее, чем линейные книги. Но на бумаге нельзя установить физическую связь с другими источниками информации. Единственный способ - это указать список дополнительной литературы и переложить труд по поиску этой информации на плечи потребителя.
Первым механизм ассоциативной связи предложил Ванневар Буш. В 30-ые годы он описал гипотетическую машину Мемекс, которая могла бы обрабатывать данные, записанные на катушки с микрофильмами, и при помощи хитрого механизма создавать на просматриваемых текстах следы, логически соединяя данные в некоторые нелинейные структуры. Мемекс предлагал механизм вызова ассоциативного документа посредством нажатия одной кнопки. Но самым важным для нас стоит считать не описание мемекса, а чувства, которые испытывал Буш, создавая свой аппарат. В 20-ом веке научное мышление перестало быть универсальным. Научный мир все больше специализировался. Видимо, Буш принимал такое положение вещей слишком близко к сердцу и, придумывая свой Мемекс, мечтал о возрождении общего, универсального мышления, свойственного ученым 19-го века.
Интересно время, когда Буш закончил описание Мемекса - 1945-ый год. Это был не только год окончания Второй Мировой Войны. Это время следует считать завершением эры механизмов и началом эры компьютеров.
К 60-ым годам компьютер уже активно использовался для хранения и обработки информации. И хотя работа в вычислительных центрах - по-прежнему прерогатива математиков, повсюду открываются компьютерные курсы по вычислительной технике для студентов-гуманитариев. На один из таких курсов записался социолог и философ Тед Нельсон. Именно благодаря ему начинается активное обсуждение гуманитарных приложений для ЭВМ.
Из рассуждений о непоследовательном литературном творчестве Нельсон выводит понятие гипертекст. Причем в дальнейшем Нельсон рассуждает на тему гипертекста, казалось бы, довольно не последовательно: он говорит о связанных изображениях, кинофильмах, графических гиперкартах. Все станет понятнее, когда мы вспомним, что мышление не только нелинейно, оно - мультимедийно. Графика, текст, звук, видео - все это, по мнению Нельсона, должно соединиться в единое пространство творчества - гипермир. Проще говоря, практически мы мыслим не "текстом" - мы мыслим, в большинстве случаев, "голосом", графическими и звуковыми образами. Мультимедиа с успехом используется на презентациях, когда звучит музыка, показывают слайды и сам президент фирмы отвечает на вопросы публики, демонстрируя эрудицию и чувство юмора. Но в 60-е годы компьютеры еще не обладали возможностью представлять информацию в мультимедийной форме.
Однако к концу 80-х ситуация изменилась. Массовый рынок заполняют персональные компьютеры; разрабатываются графические интерфейсы; становится популярной "мышка" Энгельберта; и, главное, появляется транснациональная среда передачи данных - Интернет. Эти достижения позволили Тиму Бернерс-Ли создать информационную систему, в которой реализованы и ассоциативная индексация, и общеразделяемые знания, и гипертекст. Позднее эта система получит название World Wide Web.
В системе Web файлы информации являются публичнымии и могут быть расположены где угодно и как угодно. Но так как эти файлы имеют уникальный идентификатор-адрес, то через протоколы TCP/IP сети Интернет они могут быть загружены в любой последовательности на любой подключенный к Сети ПК. Данная адресация позволяет легко ассоциировать эти файлы информации друг с другом: достаточно связать любой элемент одного файла с сетевым адресом другого, и по нажатию "мышкой" на этот элемент тут же загружается ассоциированный файл. Информация в Паутине хранится в формате гипертекста. HTML-файл - это обычный классический ASCII-файл, который описывает мультимедийные свойства входящей в него информации, начиная с цвета фона и заканчивая Java-апплетами и 3DML-страницами.
В этом году Интернет празднует свое тридцатилетие (см. "КВ" №35). World Wide Web тоже отмечает в этом году свой десятилетний юбилей. Но, хотя WWW пользуется все большей и большей популярностью у потребителей, я все-таки затрудняюсь утверждать, что Web и гипертекст вытеснят обычные книги с потребительского рынка. Слишком уж разные задачи решают эти технологии.
М.И. АСТАПЧИК
Горячие темы