Авторские права - проблема не из легких, особенно для бывшей территории Союза. Многие говорят: "Нет прав, нет проблем", и зарабатывают огромные, по их разумению, состояния из воздуха. Рынок уже накатан - деньги текут ручьем и все довольны. По моему разумению, проблема авторских прав - это прежде всего проблема уважения непосредственно к композиторам, поэтам, разработчикам программного обеспечения, аранжировщикам, писателям и т.п. А об этом пока можно лишь рассуждать и представлять, как должно быть в идеале. Пока идеалисты предаются подобным мечтаниям, реалисты делают деньги, и не малые. Система обеспечения защиты авторских прав требует мощной структуры, включающей в себя множество подразделений, и, естественно, капитальных затрат на ее создание и обеспечение жизнедеятельности.
Для начала немного заострим внимание на сегодняшних проблемах авторского права в Европе и Америке. Основная проблема - это проблема пиратства интеллектуальной собственности. В середине 90-х были созданы Американская Белая книга и Европейская Зеленая книга - документы, разработанные с целью упорядочить действие авторских прав в кибернетическом пространстве. Основным направлением являлось обеспечение препятствий незаконному копированию, взламыванию и продаже произведений интеллектуальной собственности. Но здесь существует довольно большая трудность. Дело в том, что особенностью кибернетического пространства является отсутствие национальных границ. Исходя из этого образовалось два направления в наработке авторских прав. Первое - это составление неких концепций авторского права и составление международных соглашений, и второе - разработка и обеспечение высокого уровня защиты продуктов интеллектуальной собственности. Первое, конечно, красиво, но второе мне кажется более действенным.
Чтобы не быть голословным, расскажу, как с этим обстоит в Америке, так как в недалеком будущем наши соотечественники придут к тому же. Во-первых, там есть ассоциация звукозаписи RIAA (Recording Industry Association of America), которая блюдет контроль за авторскими правами. Во-вторых, проблема аудио стоит в одном ряду с видео, а не в очереди, как у нас. В-третьих, недавно была создана рабочая группа, оценивающая технологии защиты авторских материалов от незаконного копирования (СPTWG - Сору Protection Technical Working Group). Корпорация Intel предложила комплексное решение, рассчитанное на то, что данные в течение всех этапов перемещения находятся в зашифрованном виде. Смотреть или слушать можно, а скопировать - только с плохим качеством. Intel заявила, что реализует эту систему к концу года.
Не так давно, а именно в июне 1996 года был принят Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах". В принципе, он является аналогом такого же российского. Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь расположен в городе Минске на улице Кальварийской 1, седьмой этаж. Конечно, добираясь в сии пенаты, я думал о том, что перед моим взором предстанет кучка бюрократов, которым и дела нет до всех тех правонарушений, что творятся вокруг, но картина предстала с точностью до наоборот. Я увидел людей, которые действительно болеют за свое дело, помогают чем могут, и посему я со страниц газеты хотел бы выразить им благодарность за помощь в подготовке материала для этой статьи.
Итак. Авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, процессы, системы, способы, концепции. Объектами авторского права не являются официальные документы (законы, судебные решения и т. п.), а также их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения информационного характера о событиях и фактах. Объектами авторского права являются литературные и литературно-художественные произведения (книги, брошюры и другие письменные произведения), научные, научно-технические, в том числе и топологии интегральных микросхем, учебные и публицистические произведения, программы для ЭВМ и базы данных, речи, лекции, доклады, обращения, проповеди и т.д., музыкальные произведения с текстом и без текста, аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы и программы и т.п.), произведения живописи, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и т. д., фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам, производные произведения (переводы, обработки, рефераты, резюме, обзоры, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства), сборники произведений, а также (!?) другие произведения.
Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ, включая прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование произведения и без выплаты дополнительного вознаграждения внести в программу или БД изменения, осуществляемые исключительно в целях ее функционирования на технических средствах пользователя и в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с автором. Также это самое лицо может изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ утерян, уничтожен или стал непригодным для использования. Одна просьба - не улыбайтесь. Далее в статье 20 идет раздел номер 2 о декомпилировании программ для ЭВМ (преобразовании объектного кода в исходный текст). Признаться честно, хоть я и занимаюсь программированием, я долго чесал затылок, прежде чем понял в чем смысл этого раздела. В общем, "взламывать" программы можно, но при необходимости "достижения способности к взаимодействию независимо разработанной таким лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий...". И далее идут условия, многозначность которых очевидна. Приводить их не буду, бумагу надо беречь.
Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит автору. Право на использование такого произведения способом, обусловленным целью задания, и в вытекающих из него пределах принадлежит лицу, по заданию которого оно создано. Лицо, давшее задание на создание произведения, заключает с автором договор, который может предусматривать выплату авторского вознаграждения и ограничения права на использование произведения лицом, давшим задание. Лицо, по служебному заданию которого было создано произведение, имеет право при использовании им произведения указывать свое наименование. На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий вышеописанные положения не распространяются.
Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Я застал еще те времена, когда музыканту приходилось заключать свои опусы в брошюру, и таким образом регистрировать авторские права. Причем регистрация была далеко не бесплатной, а авторских гонораров набегало на пару буханок хлеба в месяц (если набегало). Теперь ничего подобного с регистрацией делать не надо. Хотя в Законе об авторских правах есть понятие регистрации автором произведения в официальных реестрах, которое осуществляется специально уполномоченным органом управления Республики Беларусь, выдающий свидетельства о регистрации прав автора и его произведений. Но, как я понял, это нужно делать по мере необходимости.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:
- латинской буквы "С" в окружности ;
- имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
- года первого опубликования произведения.
Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношение соавторов могут определяться соглашением между ними.
Автор сборника или другого составного произведения пользуется авторским правом на осуществленный им подбор или расположение материалов при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.
Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленный ими перевод, аранжировку или другую переработку.
Теперь поговорим о субъектах смежных прав. Оными являются: исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Для оповещения о своих правах они вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или на содержащем ее футляре и обязательно состоит из трех элементов:
- латинской буквы "Р" в окружности;
- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
- года первого опубликования фонограммы.
Итак, хватит теории - приступим к практике. По нижеизложенным вопросам меня консультировал очаровательный специалист 1-й категории Лемещенко Елена Петровна.
Вопрос 1. Что делать, если Ваши работы оттиражировали без Вашего согласия?
- Послать на адрес тиражной студии претензию в письменном виде с уведомлением о вручении по почте.
- Если Вы не получаете ответа, то имеет смысл подавать в суд.
Потребовать следует одно из нижеперечисленного списка:
- взыскание незаконно полученного дохода;
- возмещение убытков;
- прекращение выпуска;
- компенсацию в размере 10 - 50 минимальных зарплат.
И не дай Бог, тиражная студия выпустила Ваши произведения с плохим качеством, тогда Вы имеете полное право потребовать возмещение причиненного Вам морального ущерба.
Вопрос 2. Имеете ли Вы право использовать без согласия автора фрагмент его произведения?
Вы имеете такое право, если используете этот фрагмент в информационных или рекламных целях.
Если Вы использовали сэмплированный чужой звуковой фрагмент в своей композиции, то в идеале это надо делать с согласия автора и с указанием использованного фрагмента, его автора и произведения, откуда он взят. Но на самом деле это не описано в законе об авторских правах, так он в основном распространяется на само произведение, а его элемент не является самостоятельной частью. То же можно отнести к отдельно взятому звуку. Звук не является объектом авторских прав. Проще говоря, Вы можете спокойно сэмплировать ноту, пропетую Фредди Меркьюри, и по ныне действующему закону к Вам не смогут предъявить никаких претензий. А чтобы полностью замести следы, Вы можете слегка ее изменить.
Вопрос 3. Вы услышали или увидели произведение, до боли похожее на Ваше собственное.
Действия нужно производить аналогично рассмотренным в вопросе 1, только применительно к автору похожего на Ваше произведения. Единственная разница будет заключаться в том, что для суда Вам следует составить сличительную таблицу совпадений, в которой Вы отразите все совпадающие элементы Вашего произведения и произведения ответчика.
Вопрос 4. Вопрос насчет ремиксов...
Конечно, следует получить согласие автора ремиксуемого произведения, но основная масса ремиксов делается без оного. Вы будете обладать авторскими правами на созданный Вами ремикс.
Вопрос 5. Отслеживается ли Комитетом по авторским и смежным правам белорусская сеть Internet ?
Нет.
Итак, думаю, что все предельно ясно. Единственный совет музыкантам - не отдавайте авторские права на свои произведения всевозможным спонсорам или заинтересованным в Вашем творчестве людям. При составлении договоров прежде всего делайте упор на распределении полученной от концертов или продажи альбомов прибыли. Отдавая авторские права, Вы практически попадаете в зависимость от чьего-то желания, а чаще всего настроения. К сожалению, через это прошло слишком много людей, чтобы это было просто наукой.
Ниже приведены некоторые телефоны Комитета по авторским и смежным правам:
1. Судариков Станислав Анатольевич - Председатель Комитета по авторским и смежнам правам - т. 276-90-33.
2. Лосев Сергей Сергеевич - 1-й заместитель - т. 276-91-92.
3. Осмоловский Владимир Александрович - заместитель - т. 276-91-28.
4. Абрамчук Александр Александрович - начальник отдела договоров и расчетов с авторами - т. 276-90-27.
Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX"
Горячие темы